Главная страница
Литература
Введение
Русский космизм
Современный трансгуманизм
Трансгуманизм как философское мировоззрение
Политические аспекты трансгуманизма
Возможные опасности трансчеловеческих технологий
Продление жизни и проблема перенаселения
Заключение

Из истории трансгуманизма

Глава I. История и развитие идеологии трансгуманизма.

Из истории трансгуманизма

Термин «трансгуманизм» был впервые введён в 1957 г. крупным английским биологом Джулианом Хаксли . В качестве своих идейных предшественников современные западные трансгуманисты рассматривают, в основном, мыслителей 20-х – 50-х годов XX века – биолога (биохимика) Дж. Б. С. Холдейна (важным стимулом образования трансгуманизма стало его эссе «Дедал: наука и будущее» (1923) , в котором он описывает то, как научные и технологические открытия могут изменить общество и улучшить положение человека; это эссе запустило цепную реакцию дискуссий о будущем), физика Дж. Д. Бернала (он рассуждает о колонизации космоса и бионических имплантантах, а также усовершенствовании интеллекта с помощью передовых социологических и психологических методов), антрополога и палеонтолога П. Тейяр де Шардена и др. Также нужно отметить Олафа Степлдона, и эссе «Икар: будущее науки» (1924) Бертрана Рассела, который разделял более пессимистичный взгляд на вещи, доказывая, что без доброй воли в этом мире могущество технологий, в основном, увеличит способность людей причинять вред друг другу. Эти идеи, которые были разработаны Олдосом Хаксли в своих романах, а затем многими научными фантастами, оказали большое влияние на идеи трансгуманизма и т.н. «изучение будущего» (futures studies).
Вторая мировая война изменила направление развития множества течений,
которые сегодня привели к трансгуманизму. Раннее движение евгеники было
сильно дискредитировано фашизмом (нацизмом), и идея создания нового, лучшего мира стала табу на определенное время. (Даже некоторые сегодняшние трансгуманисты продолжают очень подозрительно относиться к коллективным изменениям, теперь цель, согласно одному из подобных течений, состоит в реконструкции самого себя и, возможно, своих потомков. Хотя далеко не все трансгуманисты считают такой «узкий» подход правильным и продуктивным.) Вместо этого, оптимистично настроенные футуристы обратили свое внимание к технологическому прогрессу, в частности, космическим путешествиям, электронике и компьютерам. Наука начала поспевать за предположениями, и даже обгонять их.
Трансгуманистические идеи в этот период обсуждались и разрабатывались, в
основном, в научно-фантастических произведениях. Такие авторы как Артур
Кларк, Айзек Азимов, Хайнлайн, Станислав Лем, а позднее Брюс Стерлинг, Грег Эван, Вернор Виндж и многие другие исследовали различные аспекты
трансгуманизма и внесли свой вклад в его распространение.
В своей современной форме трансгуманизм был, в основном, сформулирован в лекциях и публикациях FM-2030, он же Ф. М. Есфандиари (Fereidoun M. Esfandiary) . Он был одним из наиболее влиятельных ранних трансгуманистов. Эсфандиари (F. M. Esfandiary), который позднее изменил имя на FM-2030 (Future Man 2030) – один из первых профессоров в области «изучения будущего» (future studies), FM преподавал в Новой школе общественных наук (New School for Social Research)
в Нью Йорке в 1960-х и сформировал вокруг себя школу оптимистичных
футуристов, известную как UpWingers. В 1989 в своей книге «Трансчеловек ли вы?», он дал первое описание концепции трансчеловека как эволюционного мостика к постчеловечеству. Большой вклад в развитие трансгуманизма внесли Р. Эттинджер (он положил начало движению крионики публикацией своей книги «Перспектива бессмертия», 1964 год, – где он доказывал, что, поскольку медицинская технология постоянно развивается, и поскольку химическая активность прекращается при достаточно низких температурах, должно быть возможным
заморозить пациента сегодня и сохранить его до того момента, когда
технология достаточно разовьется, чтобы исправить повреждения заморозкой и заболевания, которые у него могли бы быть), М. Мински , Э. Дрекслер . На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды – иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии.
В частности, в 1972, Эттинджер опубликовал «От человека к сверхчеловеку» (см. примечания), где он рассмотрел некоторые возможные улучшения человеческого организма, продолжив традицию, начатую Холдейном и Берналом. Роберт Эттинджер, как признает большинство трансгуманистов, также как и Ф. М. Есфандиари, сыграл важную роль в придании трансгуманизму его современной формы.
В популяризацию трансгуманизма внесли вклад Дэмиен Бродерик (Damien Broderick), Макс Мор (Max More), Наташа Вита-Мор (Natasha Vita-More), Ник Бостром (Nick Bostrom) и многие другие.
В 1988, вышел первый выпуск журнала Extropy Magazine под редакцией Макса Мора (Max More) и T.O. Morrow (псевдоним от «tomorrow»), а в 1992 они основали Институт Экстропии (Extropy Institute). Журнал и институт послужили катализаторами объединения множества отдельных ранних групп. Макс Мор дал первое определение понятия «трансгуманизм» в его современном смысле. Если выбирать конкретную дату и место появления современного трансгуманизма, то
это произошло в Америке в конце восьмидесятых. Благодаря работам Natasha Vita-More примерно в то же время сформировалось направление трансгуманистического искусства.
Книга Эрика Дрекслера «Машины созидания» (Engines of
Creation) (1986) стала первой большой работой, посвященной молекулярной
технологии, ее потенциальным применениям, возможным злоупотреблениям и стратегическим вопросам, которые ставит ее разработка. Эта важная книга
оказала огромное и продолжительное влияние на идеи трансгуманизма. Также важными были книги исследователя в области робототехники Ганса Моравека (Hans Moravec) «Дети разума» (Mind Children) (1988) и более поздняя «Робот» (Robot) (1999). И сегодня Дрекслер и Моравек остаются в авангарде трансгуманистической мысли. Два других важных современных трансгуманиста – это Андерс Сандберг (Anders Sandberg) и американский экономист Робин Хансон (Robin Hanson).
Многие трансгуманисты не согласны с политическими взглядами Института
Экстропии. Поэтому в 1998 году Ником Бостромом (Nick Bostrom) и Дэвидом Пирсом (David Pearce) была основана Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация, чтобы дополнить Институт и выступать в качестве зонтичной организации для всех групп и направлений, связанных с трансгуманизмом.
Уделяя особое внимание поддержке трансгуманизма как «строгой академической и научной дисциплины», Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация выпускает «Журнал трансгуманизма» (Journal of Transhumanism), первый рецензируемый научный журнал, посвященный исследованиям в области трансгуманизма.
Таким образом, все имена, которые принято связывать с идеями трансгуманизма, принадлежат представителям Запада, почти все – англоязычным. Тем не менее, взгляд в прошлое российской мысли позволяет утверждать, что многие из идей, относимых сегодня к трансгуманистическим, впервые возникли или получили своё развитие в России.

Hosted by uCoz