Главная страница
Литература
Из истории трансгуманизма (1)
Русский космизм (2)
Современный трансгуманизм (3)
Трансгуманизм как философское мировоззрение (4)
Политические аспекты трансгуманизма (5)
Возможные опасности трансчеловеческих технологий (6)
Продление жизни и проблема перенаселения (7)
Заключение

Введение

Введение. Основные идеи трансгуманизма.

Трансгуманизм, не являясь классической политической идеологией как таковой, однако может быть обозначен как квазиполитическая идеология (по крайней мере, потенциальная), так как осуществление идей трансгуманистов в социуме невозможно без политических договоренностей (и решений на них основанных), без широкой социальной конвенции, и даже без политического консенсуса по основным вопросам.
Таким образом, трансгуманизм приобретает политическое измерение.
Некоторые трансгуманисты выступают за создание политической организации и за участие в политике, с целью продвижения своих идей, изменения политической повестки глобального человечества.
Трансгуманизм является идеологией призывающей к многостороннему улучшению человеческой природы (human nature) технологическим путем. В первую очередь имеются в виду медицинские биотехнологии, позволяющие осознанно трансформировать параметры человеческой природы, целенаправленно изменять их. Это является базовой идеей трансгуманизма, его отправной точкой.
Трансгуманисты отмечают тот факт, что человек уже исследовал механизмы эволюционного процесса, изучил эволюционный путь своего вида, таким образом, что теоретически способен взять свою дальнейшую эволюцию под свой сознательный контроль, направлять свою генно-культурную коэволюцию в желательное для себя русло.
Еще один важный постулат трансгуманизма заключается в том, что информационно-культурные проекции человека, а точнее его полный мемокомплекс (т.е. мемотип, по аналогии с генотипом) – потенциально вечны. Необходимо лишь научиться адекватно загружать эту культурную информацию в компьютеры и их сети, и человек, а в религиозной терминологии – его душа (т.е. его полный мемокомплекс), становится бессмертным. Его можно копировать, он может трансформироваться и размножаться сам, жить по своему усмотрению в симулированных мирах, где законы физики могут быть произвольно изменены по мере надобности и по желанию, полностью контролировать себя и свою судьбу – т.е. пользоваться всеми возможностями, которые уже предоставляются современными кибернетическими и телекоммуникационными технологиями, и которые будут возможны в обозримой перспективе. Таким образом, сознание человека может продолжать жить своей жизнью, неограниченно долго, в независимости от судьбы его исходной биологической основы,
его оболочки – тела .
По мнению трансгуманистов, противники технологического совершенствования человека – предвзятые люди, находящиеся в плену предрассудков, часто религиозного характера .
Но для открытого сознания таких помех в обсуждении основных идей трансгуманизма не существует.
Наибольшее препятствие для осуществления планов трансгуманистов – это массовость современных человеческих обществ, что делает такие фундаментальные договоренности о самом развитии человечества довольно сложными, хотя современная политика массового участия выработала некоторые механизмы способные решить эти вопросы. Самое главное, это такое достижение человеческой цивилизации как демократия – социальная технология, наиболее подходящая для оптимального управления в массовых эгалитарных обществах, которые преобладают в современном человечестве. Также для этих целей могут использоваться информационные и телекоммуникационные технологии, которые позволяют быстро и организованно взаимодействовать в огромных общинах, обществах. Например, глобальная информационная сеть Интернет, позволяющая общаться на любых планетарных расстояниях неограниченному количеству людей в режиме реального времени.
Но основная проблема идеологии трансгуманизма заключается в том, что человек является социальным видом и вообще – культурным существом.
Трансформировать с помощью новых технологических возможностей одного индивида, одну особь, теоретически несложно. Куда сложнее проблема направляемой самим эволюирующим видом эволюции, т.е. организованная и согласованная трансформация целых социальных групп, учитывая, что решения должны приниматься в парадигме либеральной демократии, самой этой группой.
Поэтому вопрос представляется актуальным для социальной и политической философии и для практической политологии, которая могла бы классифицировать и оценить с научной точки зрения как саму идеологию, группы ее исповедующие, то социальное движение и его значение, которое эти группы представляют, – так и предложить варианты ответов на те реальные социокультурные и политические вызовы глобальному человечеству, которые трансгуманизм только лишь обозначает.
А вызовы эти уже перешли из сферы футурологии и отдаленных гипотез в практику современного человечества .
Вопрос поставлен о самой сути человеческой природы, ее дальнейшей судьбе. Человечеству сегодня стало ясно, что оно является лишь ступенькой, хотя и очень важной, в огромном здании эволюции, которое продолжает строиться, и человеку (Homo sapiens), по видимому впервые в эволюции живой материи, выпала привилегия далее самому определять архитектуру будущего здания. Человек осознал, что у его вида было как дочеловеческое прошлое, так и существуют варианты возможного постчеловеческого будущего . И тот вариант, который будет реализован возможно зависит от политических решений ближайшего будущего и в целом от нынешнего хода культурной эволюции человека. Учитывая потенциальное значение этих вопросов для вида Homo sapiens, представляющего собой вариант разумной материи, идеология трансгуманизма представляет интерес для изучения социальными науками, и в первую очередь политологией.
Хотя трансгуманизм сам не является наукой (тем не менее, на этот счет существуют разные мнения среди трансгуманистов), он опирается только на научные знания и реальные технологические достижения человечества, и, при всем поверхностном сходстве со многими т.н. «эзотерическими» религиозными течениями, спекулирующими научными терминами (например термином «эволюция»), трансгуманизм не имеет никакого отношения как к популярным ныне «неоязычеческим» культам («антропософия», «теософия» и пр. религиозные доктрины) , так и к традиционным религиям откровения, также постулирующим бессмертие и спасение. Трансгуманизм возник только как ответ на те действительные проблемы и вызовы человечеству, которые, так или иначе, получат свое разрешение. Наша возможность – лишь выбрать социально приемлемый и оптимальный путь. Поставили эти вызовы сам ход событий, само течение жизни – нынешний этап эволюции вида. Трансгуманисты предлагают свой вариант решения , являясь апологетами высоких технологий. И от хода политической дискуссии по этим проблемам и возможным политическим решениям на этот счет будет во многом зависеть, насколько адекватный и оптимальный ответ на этот вызов найдет человечество.

Hosted by uCoz